г. Минусинск, Городокская 15-Б
Поиск
Войти
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Заказать звонок
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Выбираем импеллер

Выбираем импеллер

Выбираем импеллер

ВЫБИРАЕМ ИМПЕЛЛЕР

     Выбор импеллера очень ответственное и важное мероприятие. От того какой установлен импеллер в водомётном движителе зависит  ходовые характеристики и расход топлива, и при определённых обстоятельствах безопасность прохождения сложных порожистых участках рек. В этой статье постараюсь подробно изложить методику выбора импеллера. Так как именно импеллер преобразует крутящий момент ДВС в реактивную силу движущую катер. Чем больше воды подаст импеллер и чем выше будет скорость выходящей струи, тем быстрее поедет  катер. Кажется  всё просто, за количество воды отвечает шаг импеллера, чем больше шаг, тем больше воды, и больше скорость…но…?

       Увеличение и снижение скорости катера с обычным гребным винтом происходит почти пропорционально частоте вращения двигателя. Совсем по-другому ведет себя водометный движитель.

      Высокая скорость выброса струи достигается благодаря создаваемому в водомете давлению, а так же правильно подобранному импеллеру или площади выпускного сопла. Чтобы струя создавала наибольший упор, вся движительная установка, состоящая из двигателя и водомёта, должна быть рассчитана на максимальные мощность и частоту вращения двигателя. Как только частота вращения снижается, катер теряет скорость, начинает уменьшаться давление в сопле, так как площадь сопла отрегулирована на максимальную частоту вращения. При этом напор и скорость струи снижается в значительно большей степени, чем частота вращения двигателя.


     Нужно понимать, что импеллер всего лишь преобразует крутящий момент в поступательную энергию реактивного потока, он не трансформирует, только преобразует. Увеличение давления струи и скорости катера соответственно  можно добиться изменением величины пропульсивного КПД водомётного движителя и увеличением мощности двигателя.  Пропульсивный КПД сложный параметр, находится в жестких рамках и добиваться максимальной величины его на глиссирующем водомётном катере не всегда рентабельно. Можно заставить ДВС крутится на всю катушку, но увеличившийся расход топлива, заставит взять большее количество топлива на тот же маршрут, а дополнительный вес уменьшит скорость и все вернётся на круги своя, на воде каждый кг влияет на скорость катера. Для получения хороших экономических показателей нужно, чтобы двигатель как можно дольше работал в номинальном а лучше в экономичном режиме. Для этого ставят более мощные ДВС, и в максимальном режиме получают большую скорость, а в номинальном меньший расход топлива, но всё это должно быть в рамках нормативов ГИМС МЧС РОССИИ.  Безопасность это самый важный параметр, всегда помните об этом.

       Моделирование, и процесс изготовления импеллеров производится с использованием 3Д технологий и на оборудовании с  ЧПУ.

             ООО "СВК-БОРУС" выпускает серийно импеллеры диаметрами 180, 200, 220, 240, 400 мм. (информацию по каждому импеллеру можно посмотреть внизу страницы, открыв файл с нужным диаметром)

      По индивидуальному заказу  штучно и мало серийно импеллеры от 120 до 600 мм, с различным направлением вращения, различным дисковым и ступичным отношением. Количество лопастей и профиль лопасти разрабатываются под конкретный крутящий момент двигателя и его номинальные и максимальные обороты.

Размеры импеллеров.jpg

Импеллеры для водомётных движителей различаются:

1.      Наружному диаметру  D  (180-200-220-240-400 мм)

2.      Шагу на входе лопасти H (измеряется расстояние между лопастями импеллера на входе и умножается на G количество лопастей)

3.      Количеству лопастей G ( двух, трёх, четырёх, пяти, шести и многолопастные с расположением лопастей на разных уровнях).

4.      Профилю лопасти (код профиля лопасти, последнее обозначение на импеллере).

5.      Дисковому отношению  (отношению суммарной площади лопастей к площади полости импеллера, чем больше зона перекрытия лопастей Р, тем больше дисковое отношение). 

6.      Размеру ступицы D1 (обычно диаметр ступицы импеллера D1 равно 0,45 диаметра импеллера D, но все чаще используют отношение 0,6-0,65 D, на водомётных движителях с более высоким пропульсивным КПД, работающих на более высоких оборотах)

7.      Направлению вращения

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: по умолчанию (если не указано направление вращение) это импеллер ЛЕВОГО вращения наиболее распространённый. 

Маркировка импеллеров ООО "СВК-БОРУС" отражает наиболее важные параметры

Пример: 200-Н170-4Л-Кт54   

200- Наружный диаметр импеллера D, мм. Н-Шаг на входе лопасти H*G 

170-величин шага, мм. 4-количество, шт.  Л-лопастей  Кт-54 Код профиля лопасти. Вращение не указано, значит импеллер левого вращения.

             Код лопасти всегда связан с числом лопастей. Код лопасти содержит информацию производителя о профиле лопасти импеллера.

Профиль лопасти может быть с различными углами на входе и выходе, а так же сама лопасть может быть расположена под постоянным углом как 4Л-Кт56 и 3Л-555, а также иметь прогрессии. Меняя значения углов, прогрессии и величину дискового отношения можно иметь бесконечно много вариантов профилей.  Вот рабочие профили лопастей ООО «СВК-БОРУС».

4Л-111 Импеллер разработан в 2007 году для водомётных движителей с полостью импеллера 50-60 мм, позволяет получать максимальные скорости, при малой и средней загрузки маломерного судна.

Недостатки: при резком старте в среднем и полном водоизмещении возможны срывы потока «прохваты».

4Л-211 Импеллер разработан в 2007 году для водомётных движителей с полостью импеллера 60-70 мм, позволяет получать максимальные скорости, при малой и средней загрузки маломерного судна.

Недостатки: при резком старте в среднем и полном водоизмещении возможны срывы потока «прохваты»

4Л-112 Импеллер разработан в 2009 году для водомётных движителей с полостью импеллера 50-60 мм, позволяет получать максимальные скорости, при малой и средней загрузки маломерного судна.

Недостатки: при резком старте в среднем и полном водоизмещении возможны срывы потока «прохваты».

4Л-Кт54 Импеллер аналог импеллера КТ12……..54 (Комсомольск на Амуре) Серийно выпускается с 2010 года для водомётных движителей с полостью импеллера 50-60 мм, позволяет получать максимальные скорости, при малой и средней загрузки маломерного судна.

Недостатки: при резком старте в среднем и полном водоизмещении возможны срывы потока «прохваты».

4Л-Кт56 Импеллер аналог импеллера КТ12……..56 («морковка» Комсомольск на Амуре) Серийно выпускается с 2010 года для водомётных движителей с полостью импеллера 50-60 мм, работает ровно, в экономичном и номинальном режиме даёт большую скорость в сравнении с другими импеллерами, при малой и средней загрузки маломерного судна.

Недостатки: Не даёт максимальной скорости на этом диаметре импеллера, при резком старте в среднем и полном водоизмещении возможны срывы потока «прохваты».

3Л-222 Импеллер разработан в 2011 году для водомётных движителей с полостью импеллера 50-60 мм, позволяет получать максимальные скорости, при малой и средней загрузки маломерного судна.

Недостатки: На ДВС с крутящим моментом более 140 Н*м при очень резком старте в  полном водоизмещении возможны срывы потока «прохваты».

3Л-113 Импеллер разработан в 2014 году для водомётных движителей с полостью импеллера 80-90 мм, для эксплуатации с постоянной максимальной загрузкой катера, работает ровно, в экономичном и номинальном режиме даёт большую скорость в сравнении с другими импеллерами, не имеет срыва потока «прохватов»

Недостатки: Не дает максимальной скорости, которая возможна на этом диаметре импеллера.

2Л-200 Импеллер разработан в 2015 году для водомётов с полостью импеллера не менее 100 мм, для любой загрузки и получение максимальной скорости,  срыва потока «прохватов» НЕТ.

Недостатки:  На определённых оборотах возможна небольшая вибрация, повышенный расход топлива.

3Л-123 Импеллер разработан в 2016 году для водомётов с полостью импеллера не менее 90 мм, для любой загрузки и получение максимальной скорости, работает ровно,  срыва потока «прохватов» НЕТ.

 3Л-321 Импеллер разработан в 2017 году для водомётов с полостью импеллера не менее 90 мм, для любой загрузки и получение максимальной скорости, работает ровно,  срыва потока «прохватов» НЕТ.

 3Л-555 Импеллер разработан в 2016 году для водомётов с полостью импеллера не менее 80 мм, для любой загрузки и получение максимальной скорости, работает ровно,  срыва потока «прохватов» НЕТ

 

В описании импеллеров по профилю лопасти с указанием кода, обязательно указываются дополнительные параметры:  дисковое отношение, максимальные обороты импеллера при максимальном крутящем моменте ДВС, рекомендации по использованию импеллера, а также размер ступицы импеллера и направление вращения.

        При выборе импеллера необходимо учитывать максимальную мощность, максимальные обороты  ДВС, и максимальный крутящий момент.

        Пример 1: Водомётный движитель БОРУС 200 jet (Минусинск ООО ПКФ Борус) и ДВС TOYOTA 2JZ-GE максимальная мощность 225 л.с. на 6000 об/мин, максимальный крутящий момент 300 Н*м на 4400 об/мин. Из продукции  ООО «СВК- БОРУС» для этого комплекса нам подойдет

импеллер с шагом Н200-Н215 Серия 4Л-111, 4Л-Кт-56, 2Л-200 имеют серьёзные недостатки, поэтому их не рассматриваем.

Серия 3Л-113 разрабатывалась для походов с большим грузом на дальние дистанции и имеет ограничения по максимальной скорости, для кого-то это не важно. Серия 3Л-321, 3Л-123 и 3Л-555 однозначно фаворит в выборе, с той лишь разницей, что 3Л-321 и 3Л-123 даст максимально возможную скорость и совсем немного проиграет в экономичности 3Л-555.

        Пример 2: Водомётный движитель КнААПО (Комсомольск на Амуре) 200мм и ДВС TOYOTA 2JZ-GE максимальная мощность 225 л.с. на 6000 об/мин, максимальный крутящий момент 300 Н*м на 4400 об/мин. Из продукции  ООО «СВК- БОРУС» для этого комплекса нам подойдет

200-Н215-4Л-111 и  200-Н215-4Л-Кт56, к сожалению, из-за ограничения по размерам  водомётного движителя другие импеллеры будут выступать за границы полости, и нам не подойдут. Выбор не велик, но все же есть серия 4Л-111, даст максимально возможную скорость, серия 4Л- Кт56 даст немного большую скорость в номинальном и экономичном режиме,  у каждого из этих импеллеров есть недостатки,  «прохваты» при резком старте.

ВАЖНО:  при выборе импеллера нужно учитывать длину  полости импеллера. Импеллер не должен выступать за полость импеллера (рабочую зону).  Пример: водомётный движитель КнААПО Кт 12 (Комсомольск на Амуре) 200мм имеет длину полости всего 50 мм.

1.      Импеллер 200-Н200-4Л-Кт56. Шаг импеллера Н200 разделить на количество лопастей 4Л и умножить на дисковое отношение 1,1 мы узнаем рабочую зону 200/4*1,1=55 мм, этот импеллер подойдёт для водомёта КнААПО.

2.      Импеллер 200-Н200-3Л-555. Шаг импеллера Н200 разделить на количество лопастей 3Л и умножить на дисковое отношение 1,4  200/3*1,35=90 мм, этот импеллер будет выступать за рабочую зону и его нельзя устанавливать в водомётный движитель КнААПО.

ВАЖНО: ступица импеллера имеет размеры с точностью до 0,1 мм. Обязательно смотрите и сравнивайте размеры,  указанные в паспорте водомётного движителя и размеры заказываемого импеллера.

ВАЖНО: самое распространенное вращение ДВС и импеллеров ЛЕВОЕ.

Но существуют и правосторонние водомётные комплексы, в основном это комплексы с  ДВС HONDA объёмом от 2 до 3 литров, и в случаях, когда применяется редукция. Как правило, левое направление вращение не указывается в маркировке. напорные характеристики импеллера, но и сопротивление потока воды тоже выше и соответственно пропульсивный КПД ниже. Как правило, импеллеры с дисковым отношением более 1,1 используются при постоянной максимальной загрузке катера. В некоторых случаях используются для достижения максимальных скоростей на максимальных оборотах ДВС

 ВАЖНО: Дисковое отношение это, отношение площади всех лопастей импеллера к площади диаметра импеллера. Визуально можно увидеть по «перекрытию» лопастей. Чем больше дисковое отношение, тем выше антикавитационные свойства импеллера.   

лопасть импеллера.jpg

В зависимости от условий эксплуатации, импеллер подвергается износу,

и между стенкой полости и краем лопасти образуется зазор. Для

сохранения максимальной производительности зазор должен быть

минимальным. (На заводе устанавливается зазор 0,25-0,35 мм для водомётов 180-200 мм, 0,35-0,45 для водомётов 220-240 мм и 0,85 для водомёта 400 мм). С увеличением зазора КПД водомета снижается.

              

   

ПАМЯТКА

по использованию импеллера

______________________

При получении изделия необходимо проверить соответствие заказанной и полученной Вами маркировки импеллера. В случае несоответствия сообщить в ООО «СВК – Борус» по эл.почте, с указанием номера счета, или по телефону:   svk.borus@yandex.ru   89135558870

ООО «СВК – Борус» снимает с себя гарантийные обязательства в случаях неправильной эксплуатации импеллера:

 - Импеллер выступает за габариты рабочей полости импеллера

- Зазор между полостью импеллера и лопастью импеллера менее 0,25 мм (при работе лопасть задевает за полость);

- Импеллер имеет механические повреждения (сколы, следы ударов, деформации);

- Импеллер имеет следы доработок (проточка по наружному диаметру, след работы УШМ).

ВАЖНО! импеллеры, используемые с нарушением правил эксплуатации, возврату и обмену по гарантийным обязательствам ООО «СВК – Борус» не подлежат.




21.12.2018

Возврат к списку