г. Минусинск, Городокская 15-Б
Поиск
Войти
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Заказать звонок
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Расход топлива

Расход топлива

Расход топлива

Всех без исключения владельцев водомётных катеров интересует расход топлива. Постараемся разобраться, от чего зависит расход топлива, и как нам снизить расход топлива.

1. Расход топлива на бензиновом инжекторном атмосферном двигателе, зависит от режима эксплуатации двигателя и может быть минимальным, когда двигатель работает без перегрузки на оборотах ниже номинальных, номинальным, когда двигатель работает без перегрузки, на номинальных оборотах, максимальным, когда двигатель работает без перегрузки на максимальных оборотах. Всё это можно увидеть на графике любезно предоставленном фирмой TOYOTA

На рисунке три кривые, кривая мощности, кривая крутящего момента, и расход топлива гр. на л.с. в час. По этому графику очень легко можно посчитать часовой расход топлива на разных оборотах двигателя.

Пример:  Двигатель работает на 4000 об\мин, этот режим можно считать номинальным,  расход исходя из графика составит 215 гр. на л.с. в час, мощность составит исходя из графика 160 л.с. Расход топлива в этом режиме будет 215*160=34400 гр в час, это 34,4кг в час.

По аналогии можно узнать расход и в минимальном режиме, и в максимальном. 

Теперь Вас никто не обманет, рассказывая удивительные истории, что расход на катере с установленном в него ДВС TOYOTA 2JZ-GE составляет 16 ну максимум 18 литров в час. Факты упрямая вещь.

2. Расход топлива может существенно отличатся от расхода на графике и в минимальном и в номинальном и в максимальном режиме. С чем это связано:

Всему причина перегрузка двигателя. Всё дело в том, что в режиме перегрузки включается режим дополнительного обогащения рабочей смеси, и если на автомашине, это временное явление, резкий набор скорости, затяжной подъём в гору и т.д. то на катере это может быть длительным процессом. Датчики установленные на двигателе, чётко показывают блоку управления рабочими процессами двигателя в каком режиме находится ДВС в настоящее время, и как только нагрузка на двигатель становится больше номинальной, автоматически включается режим дополнительного обогащения рабочей смеси, и расход топлива на единицу мощности увеличивается.

3. Расход топлива может существенно отличатся от расхода на графике из-за качества топлива. Нельзя использовать топливо с меньшим октановым числом, что указано в руководстве по эксплуатации, это резко снижает ресурс двигателя и увеличивает расход топлива. Более того недобросовестные владельцы АЗС сами корректируют октановое число, добавляя присадки по своему усмотрению. Присадки, это далеко не безобидные химические элементы и их соединения, это вредные соединения и для человека и для экологии и для двигателя. Попадая в топливоподающую систему эти химические соединения разрушают и засоряют всё на своём пути, но они не сгорают, а отлагаются на деталях камеры сгорания. Оседая на изоляторах свечей, что приводит к потере изоляционных свойств, и возникновению обратных токов в системе искрообразования, и как следствие выводу двигателя в аварийный режим, что неминуемо приведёт к ремонту и замене блока управления двигателем.

Как не допустить повышенного расхода топлива?

1. Необходимо использовать топливо с октановым числом согласно руководству по эксплуатации.

2. Нужно использовать только качественное топливо, старайтесь заправляться на АЗС с безупречной репутацией, как правило это большие сети АЗС с переработчиком во главе этих сетей АЗС.

3. Без необходимости не перегружайте двигатель. Есть мнение, что нужно ходить на оборотах не выше номинальных, а лучше на минимальных и всё будет хорошо, но не всегда это работает, всему причина загрузка катера, и как следствие нагрузка на двигатель.

Как получить экономию топлива? Нужно найти режим движения оптимальный, для данной загрузки катера. Как это сделать? Если на катере установлены приборы показывающие скорость катера и обороты двигателя, нужно постоянно наблюдать и за скоростью и за оборотами, и при необходимости корректировать.

Выводим двигатель в максимальный режим, катер начинает свободно глиссировать, именно свободно, когда скорости катера достаточно для свободного глиссирования, и начинаем подбирать ручку газа наблюдая за оборотами двигателя и скоростью катера , катер при этом должен глиссировать легко, находим такое положение ручки газа при котором, уменьшая обороты скорость уменьшается резко, добавляем 200-300 оборотов, и наслаждаемся, поездкой, пейзажами и экономией топлива. Катер должен глиссировать легко, двигатель должен работать мягко и урчать как сытый кот.

С опытом, а опыт как известно это "сын ошибок", у Вас будет личное правило, с какой скоростью, ходить и на каких оборотах, и сколько должно быть при этом груза в катере. Три года тому назад, мы делали замеры и составили графики расхода топлива на катерах Борус с двигателями TOYOTA 1JZ-GE, и 2JZ-GE можно посмотреть и сравнить реальный расход топлива в зависимости от оборотов и установленного в водомёте импеллера, и сравнить с расходом на графике любезно предоставленным фирмой TOYOTA.

Расход топлива, напрямую зависит от количества отбираемой мощности, это нужно помнить. Собираясь в дальний поход, нужно обязательно установить импеллер позволяющий экономить топливо.

Расход топлива можно значительно сократить установив на двигатель программируемый блок управления рабочими процессами, с базовой программой, либо с индивидуальной программой под конкретный ДВС. Благо есть такая возможность, сократив до 20-22% от расхода на штатном блоке управления в номинальном и экономичном режимах. Более подробно о ПБУ можно прочитать в статье на нашем сайте "Программируемый блок управления ДВС.

Вот видео отчёт о испытаниях ДВС TOYOTA 1UZ-FE с установленным на него ПБУ.

График 1UZ-FE.jpg

Вот Вам пример из моей практики, пригласили на рыбалку, бегло объяснив, что нужно подниматься вверх по реке 120 км и вниз по реке 120 км. Пошёл на SOLAR 555 с движительной установкой ПВМ (подвесной водомётный модуль) кому интересно можно посмотреть на нашем сайте в фильме водомётный движитель 180мм, там есть видео где можно посмотреть на работу этой лодки. ПВМ состоит из водомётного движителя 180мм с "педальной" защитной решеткой с импеллером шагом Н170 трёх лопастным, и двигателя TOYOTA 2NZ-FE на штатном блоке управления. Топлива взял с запасом 110 литров в бак, две канистры по 30 литров, и всегда у меня есть в лодке "заначка" на всякий случай 10 литров, всего получилось 180л. Загрузка лодки: 4 человека 360кг, +палатка и все остальное, всего остального очень много 110-120 кг, и вес ПВМ 260 кг, лодка с рубкой 140кг, легко набрали 1060кг. И всё это нужно вывести на глиссер и поднять вверх.

  Шли на пару с катером Борус-М, это один из первых наших катеров с дизельным двигателем TOYOTA 1KZ-TE и водомётом 240мм, но всё равно это катер и скорость его выше, чем на любой надувной водомётной конструкции, и мне пришлось идти на  4200 об/мин, но все равно катер нас ждал.

  Подниматься пришлось не 120 км, а 150 км, но нужно было ещё заходить в боковую речку и подниматься по ней 20км, с рыбалками и покатушками получилось в общем порядка 350-360 км, расстояние не маленькое и не большое, среднее по нашим сибирским меркам. Но топлива мне не хватало и мы купили ещё у рыбаков на реке 10 литров, и как оказалось напрасно, по приходу домой в баке осталось 15-20 литров. Грубо говоря мы сожгли 170-175 литров.

  Ровно через неделю, пошли снова по этому маршруту, но пошли одни, без катера, тем, же составом, с тем же грузом, но в водомёте был установлен импеллер с шагом Н185 трех лопастной.

  Поднимались дольше на 20-25 мин, обороты были 3950-4000 об/мин. Топлива брали с собой ровно столько, как и в первый раз 180 литров. Но домой привезли заначку+канистру 30л, и в баке осталось около 30 литров, мы сожгли не более чем 110 литров, правда и прошли меньше на 20 км, но все равно расход получился разный, в первом случае 0,48 литра на 1 км пути, а во втором 0,32 литра на 1 км пути.

  Собираясь, в дальний поход особенно скрупулезно подойдите к конфигурации импеллера, и весу перевозимого груза, установите такой импеллер, что бы со всем грузом катер легко шёл на оборотах ниже 4000 об/мин, и только в этом случае Вы получите наименьший расход топлива.

  Сейчас ведутся работы по установке на катера "БОРУС" устройства позволяющее увидеть мгновенный, и часовой расход топлива, но это всё в ближайшем будущем.

  Будьте внимательны, к оборотам двигателя и загрузке катера, и расход топлива, Вас приятно удивит.  

 Вот видео отчет об этой увлекательной поездке.



Возврат к списку